История Seeburg

The Seeburg Corporation

Юстус Сибург (Justus Percival Sjöberg, 1871 — 1958) родился в Швеции, совсем мальчишкой он успел поработать механиком в Гётеборге, а затем эмигрировал со всей семьей в штаты в 1887 г. Оказавшись в Чикаго, 16-летний Юстус получил свою первую работу в Markette Piano Company и изменил фамилию на Seeburg. Вскоре он перешёл на C. S. Smith Piano Factory, после несколько лет работал в Cable Piano. Что позволило ему набраться опыта на рынке платных музыкальных устройств и наработать обширную клиентскую базу.  

В 1907 году, имея небольшой стартовый капитал, он основал собственную фирму J.P. Seeburg Piano Company. С большим энтузиазмом Сибург занялся производством механических пианино и оркестрионов. С распространением граммофонных пластинок на 78 об/мин он переключается на создание их автоматических проигрывателей. Первый из них — «Audiophone» появился в 1927 г. и выпускался до 1934 г.  К этому времени Юстус передаёт дела своему сыну — Ноэлю (Noel Marshall Seeburg, 1897 — 1992), не переставая, однако, держать руку на пульсе компании до последних дней жизни.

Младший Сибург хорошо ориентировался в новых технологиях тех лет, когда на смену механическим устройствам приходили электрические. В 1934 выпущен первый джукбокс «Selectophone». Ноэль привлёк к работе талантливых молодых дизайнеров и инженеров, что в итоге позволило заметно потеснить на рынке Wurlitzer, крупнейшего производителя джукбоксов того времени. Seeburg был первым, кто использовал полупрозрачные пластиковые панели, подсвеченные изнутри, для оформления корпуса музыкального автомата, сделав его светящимся.

Однако, главная проблема с музыкальными аппаратами Seeburg была в том, что клиент не мог видеть работу механизма смены пластинок. Среди всех новейших технологий (для своего времени) конструкторы Seeburg упустили очевидное значение зрелищности процесса работы чейнджера. Без анимации музыкальные автоматы Seeburg выглядели просто красивой мебелью.

Прорыв в этом направлении и отрыв от конкурентов произошёл уже после 2-ой мировой, во время которой производство целиком работало на армейские нужды. 1949 стал годом, когда Сибург вписал свою страницу в историю музыкального автомата, компания создала механизм, который мог воспроизводить 50 пластинок с обеих сторон, джукбокс с выбором из 100 песен. Этот механизм — «Select-O-Matic» был настолько надежен, что оставил  всех других производителей далеко позади и им пришлось прикладывать серьёзные усилия, чтобы достигнуть столь высоко поднятой планки.

В 1950-м Seeburg выпускает первый аппарат на сорокапятках, в течение 50-х годов именно Сибург занимает доминирующее место в производстве музыкальных автоматов. В 1955 году компания представила V-200, первый джукбокс на 200 песен, с уникальной системой демонстрации музыкального репертуара, в нём использовался вращающийся цилиндр, разделённый на 4 сектора, каждый для определённого музыкального жанра. Ещё одно новаторское решение внедрённое Seeburg в этом году —  тороидальный блок памяти на ферритовых сердечниках «Tormat», который не имел движущихся деталей в отличие от электромеханических блоков применявшихся до сих пор.

В 1956 очередное новшество было применено в модели K-200, речь не столько о дизайне, где использованы элементы оформления автомобилей того времени, сколько о технологии, впервые на производстве использовались печатные платы. Прогрессивные идеи и веяния не проходили мимо внимания руководства компании и незамедлительно претворялись в жизнь. В 1958 появился первый стерео джукбокс — модель 222, в которой наличие двух каналов особо подчёркивалось оформлением передней решётки, разделённой на две части в разном цветовом оформлении, при этом каждая пара громкоговорителей действительно размещалась в отдельной изолированной камере.

В 1960-х  предприятие выпускает ряд моделей автоматических проигрывателей долгоиграющих пластинок для фоновой музыки в магазинах и других общественных местах.

В 1973 появился квадрофонический джукбокс «Entertainer», но он не смог завоевать популярность. По сути дела, для музыкального автомата даже стерео несколько избыточная функция, ведь динамики физически расположены настолько близко друг к другу, что невозможно добиться настоящего стереоэффекта. Подключение внешних громкоговорителей может, конечно, изменить ситуацию, но можно ли назвать результат настоящим джукбоксом? К 73-му  году компания переживала трудные времена, тем временем её конкурент Wurlitzer практически исчез с американской сцены. Спрос на музыкальные автоматы значительно снизился, и к 1980-му Seeburg банкрот. В 1984-ом Stern Electronics покупает то, что осталось от корпорации после расчётов с кредиторами и спустя два года выпускает первый «Stern/Seeburg» CD джукбокс, однако производство этой линейки длилось не долго. Было ещё несколько попыток возрождения легендарной марки в США и Мексике, но все они не принесли коммерческого успеха инвесторам.

 Старые же музыкальные автоматы Seeburg пользуются заслуженной популярностью у коллекционеров из-за своей исключительной надёжности.  Есть ещё несколько мотивов при покупке винтажного музыкального автомата: в качестве особого подарка для VIP персоны или важных партнеров по бизнесу, для украшения интерьера и создания романтической атмосферы в помещении, да и просто вложение денег. В электронных приборах люди не видят души, модные новинки редко бывают в тренде больше 1-2 лет, а качественный ламповый и виниловый звук только растёт в цене.